Возрастные особенности развития звуковой культуры речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи » Возрастные особенности развития звуковой культуры речи

Страница 2

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный отдел. Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. Сложная переплетённая система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твёрдому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчётливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У человека глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объёму и по форме. Изменения формы и объёма надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объёма надставной трубы и создают явления резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твёрдым нёбом, между губами и зубами, между языком и альвеолами, а также прорываемые струёй воздуха смычки между этими органами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные согласные.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикулярной программы. Артикулярная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль

· с помощью слуха;

· через кинестетические ощущения.

При этом важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесён. Слуховой контроль действует лишь в момент произнесения звука.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века
Как было указано ранее, после III Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1924 года, развитие детских учреждений в городе и деревне значительно возросло. Также было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных дом ...

Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений. Весной 2009 года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края Вадим Медведев подводил итоги реализации кр ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru