Важнейшее место в процессе подготовки специалистов зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного факторов. Правонарушения молодых специалистов в практической деятельности связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания. Функция правового воспитания в подготовке юриста возложена на каждого преподавателя, который своим личным примером должен демонстрировать образцы законопослушности, профессионализма и патриотизма. Правовое воспитание — это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, от одного поколения к другому, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, позитивного отношения к праву, правосудию, законности. Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного, которое закладывается в семье, детском саду, школе. (5, с.59-60)
Практически во все времена правовое воспитание являлось составной частью идеологической функции государства и конкретного общества. Оно осуществлялось с использованием таких субъектов, как религиозные организации, политические партии, искусство, средства массовой информации, правого всеобуча и юридического образования. В начале XXI в. в России эффективным будет такое правовое воспитание, которое основывается на исторических традициях.
Объектом правового воспитания и обучения является правовое сознание граждан, и в первую очередь молодежи. Методами правового воспитания признаются убеждение, принуждение, поощрение и правовое просвещение.
Убеждение — это метод влияния на сознание и волю человека с помощью морали. Способы убеждения многообразны (обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом). Средства идеологического воздействия в современной России должны сформировать у населения веру в возможность декриминализации общества, которая происходит с 1987 года.
Принуждение — это методы силового воздействия на правонарушителя компетентными государственными органами. Властвующий субъект воздействует силой на волю подвластного контрсубъекта, чтобы подчинить ее себе. Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права. Следует отметить, что бывают легальное и нелегальное принуждения:
Поощрение — это метод, стимулирующий активную деятельность субъектов процесса правового воспитания и выражается в закреплении в праве и в реализации на практике различных стимулов.
Правовое просвещение — это процесс распространения правовых знаний среди населения, что способствует росту их правовой культуры, уважительного отношения к праву, правосудию и законности. Государственные органы должны все же контролировать СМИ с целью не допустить появления в прессе публикаций, побуждающих и оправдывающих терроризм, сепаратизм, национализм, сообщений, нагнетающих в обществе страх, настроение безысходности и бессилия перед преступностью. Стоит возвратиться к существовавшей во времена СССР разветвленной системе правового просвещения и воспитания, охватывающей все категории населения. В период политики «перестройки» в СССР была ослаблена работа по правовому воспитанию населения. Десятилетиями оправдывавший себя опыт работы по правовому воспитанию был отвергнут. Резко изменилось содержание специальной правовой программы телевидения «Человек и закон», тематика юридической литературы, перестало действовать общество «Знание». В России уже давно не доверяют СМИ, но по привычке многие люди включают телевизор, чтобы узнать о событиях в стране и за рубежом. Даже активно отвергаемая информация воздействует на сознание граждан. СМИ — это проводник идеологии, мировоззрения и социальных ценностей. К сожалению, СМИ России пропагандируют ложь и обман, пьянство и наркоманию. Современные российские СМИ героями сделали бандитов, террористов, проституток, умалчивают о геноциде русских в республиках бывшего СССР, о вымирании русской нации от голода, болезней, от невыносимых условий жизни. Налицо антирусская направленность российских СМИ. При этом Российское государство эпохи его процветания очерняется. В России СМИ много внимания уделяют правам человека, но не первичным (праве на жизнь, достойную заработную плату и материальное обеспечение, на труд), а вторичным (гражданским и политическим). После 1991 г. подавляющее большинство населения России утеряло первичные права, которые и характеризуют качество жизни: право на личную безопасность для себя и родных, гарантированное право на труд, на оплаченный отдых, на бесплатное медицинское обеспечение и образование, на социально защищенную старость. (11, с.132)
Подробно о педагогике:
Принципы организации высшего образования по специальности "Машиностроение"
История развития кафедры «Автоматизированное машиностроение» начинается с 1958 года, то есть сразу после появления нашего вуза на Калининградской земле. За годы своего существования кафедра в своем развитии прошла ряд этапов. Первоначально по решению министерства высшего образования СССР, кафедра и ...
Формы и методы развития предметной одаренности учащихся
в процессе изучения иностранных языков
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям. Задача же учителя - создать ...
Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные
программы
В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании, сетевая модель реализации образовательных программ (дальше – сетевая форма) обеспечивает шанс ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную активность, в том числе иностранн ...