Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а в последствии может включить его в определенную речевую ситуацию (21,С.128).
В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. В педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу выбранной нами проблемы (О.С. Ушакова, О.Н. Сомкова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина), но специальных исследований по особенностям образной речи детей пяти-шести лет нет, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы. Но несмотря на это в процессе анализа исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей пяти-шести лет:
- наличие представлений у детей о средствах выразительности;
- умение детей понимать выразительность речи;
- понимание детьми смыслового богатства слова;
- понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;
- понимание переносного значения многозначного слова;
- овладение переносным значением слов;
- способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;
- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
- использование в речи синонимов и антонимов;
- осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.
Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1)Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь становится образной.
Подробно о педагогике:
Учебно-методические комплексы по лыжной подготовке для детей среднего
дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс – это совокупность всех Учебно-методических документов (планы, программы, учебные пособия) представляющих собой проект системного описания Учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике: является дидактическим средством управления под ...
Событие на уроке русского языка
В начальной школе одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоятельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся эт ...
Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения
проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в лич ...