Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет

Страница 3

Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а в последствии может включить его в определенную речевую ситуацию (21,С.128).

В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. В педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу выбранной нами проблемы (О.С. Ушакова, О.Н. Сомкова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина), но специальных исследований по особенностям образной речи детей пяти-шести лет нет, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы. Но несмотря на это в процессе анализа исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей пяти-шести лет:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- умение детей понимать выразительность речи;

- понимание детьми смыслового богатства слова;

- понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание переносного значения многозначного слова;

- овладение переносным значением слов;

- способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.

Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1)Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь становится образной.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Требования, предъявляемые к тренеру, проводящему занятия по фитнесу
Эффективность занятий с группами аэробики находится в прямой зависимости от компонентности инструкторов, которые должны тщательно продумывать как программы занятий, так и предлагаемую методику их проведения. По средствам первоначального и дальнейшего периодического тестирования инструкторы оцениваю ...

Ролевое моделирование в образовании и воспитании
Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в ...

Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одной из основных задач нравственного восп ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru