Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а в последствии может включить его в определенную речевую ситуацию (21,С.128).
В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. В педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу выбранной нами проблемы (О.С. Ушакова, О.Н. Сомкова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина), но специальных исследований по особенностям образной речи детей пяти-шести лет нет, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы. Но несмотря на это в процессе анализа исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей пяти-шести лет:
- наличие представлений у детей о средствах выразительности;
- умение детей понимать выразительность речи;
- понимание детьми смыслового богатства слова;
- понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;
- понимание переносного значения многозначного слова;
- овладение переносным значением слов;
- способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;
- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
- использование в речи синонимов и антонимов;
- осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.
Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1)Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь становится образной.
Подробно о педагогике:
Школьная форма за рубежом
Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен ...
Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...
Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...