В России в различные эпохи появлялась различная российская традиционная одежда. В древности это были разнообразные сарафаны и рубашки [35, там же]. Но для современного европеизированного общества, тем более для молодежи, русский народный костюм подходит больше для проведения культурно-массовых мероприятий, проводивших молодежными клубами и различными центрами досуга.
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники, представленные в музее Российского Этнографического музея «Санкт-Петербург» [30, с. 17]. Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.
Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно, ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал [31, с. 15]. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственное национальное самоощущение»[31, там же].
Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы, и их фольклорное сопровождение – это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад» [32, с. 26]. Этот принцип является основанием возникновения современной идеи появления молодежных и подростковых клубов, центров, где молодежь воспитывают на возрождении народных традиций с их частичным внедрением в современную жизнь.
Таким учреждением является Государственное образовательное учреждение дополнительного образования для детей, центр «Славянка». Воспитанники школы занимаются в имидж-студии «Шарм», в танцевальном кружке «Жемчужинки», получают навыки искусства выжигания по ткани, занимаются в «Сарафанном клубе», в котором изучают историю и пошив русской национальной одежды, обучаются в Ансамбле «Масленица», занимаются бисероплетением в кружке «Малахитовая шкатулка», обучаются актерскому мастерству. За 15 лет работы центра вышли в жизнь несколько поколений выпускников, причем после красивого обряда «Посвящение в славянки». Кроме того, «Славянка» является организатором ежегодной выставки «Диво дивное», которая ежегодно проходит в городе-герое Волгограде.
С 1 по 12 марта 2010 года в помещении выставочного зала Волгоградской областной филармонии состоялась 17-я областная выставка декоративно-прикладного творчества «Диво дивное-2010», в котором приняли участие представители разных молодежных клубов, занимающихся с детьми и подростками по возрождению традиций русского прикладного искусства. Выставка экспонировала изделия декоративно-прикладного творчества: вышивку, лоскутное шитье, вязание, плетение, резьбу, роспись по дереву, металлу, ткани, кружево, керамику, игрушки, чеканку, ковроткачество и др.
Подробно о педагогике:
Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного ...
Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...
Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели
стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках
природоведения
«Образование без воспитания нравственности - это взращивание угрозы обществ» (Теодор Рузвельт). Приобщение ребенка с ранних лет к природе, возвращение его к естественной среде обитания имеет очень большое значение не только для формирования его нравственности, но в еще большей степени отвечает совр ...