Этапы становления технологического образования в России

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Этапы становления технологического образования в России

Страница 3

В марте 1937 в школах было отменено трудовое обучение. Школьные мастерские были упразднены, школа перестала именоваться трудовой политехнической. С этого момента многие исследователи отмечают другую крайность, представленную приоритетным положением обучения над трудовой деятельностью и доминированием его в учебно-воспитательном процессе как основного и универсального средства формирования личности.

Новые сложности в решении проблемы политехнической подготовки молодежи начали прорисовываться только с середины 40-х годов.

В августе 1940 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мероприятиях по улучшению работы сельской средней школы», обративший внимание учителей на необходимость обеспечения в преподавании основ наук связи теории с практикой, вооруживший их конкретной программой проведения обязательных практических занятий и производственных экскурсий. Одновременно комитеты всех союзных республик предприняли определенные шаги по разработке новых учебных планов и программ общеобразовательных школ, обеспечивающих лучшую подготовку школьников к практической деятельности.

В годы войны важнейшей задачей школы было продолжение работы по охвату детей всеобщим обучением. Логика военной обстановки требовала придать содержанию образования практический характер. Партии союзных республик разработали конкретную программу привлечения учащихся к общественно полезному труду, усиления политехнической направленности школьного обучения. Органы народного образования заботились о том, чтобы использовать уроки по общеобразовательным предметам для ознакомления учащихся с военной техникой, для подготовки их к работе в сельском хозяйстве и промышленности. На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология, математика, установилась более тесная их связь с жизнью. В школьные программы был введен новый предмет – «производительный труд», который стал одним из ведущих предметов в школе.

В 50-х годах возобновляются исследования по вопросам политехнического обучения. Технический прогресс, предпосылкой которого стало ускоренное восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, вызвал необходимость усиления политехнических основ в содержании образования. Осуществление политехнического принципа в изучении основ наук становится главным элементом системы политехнической подготовки. Социальный заказ общества требовал подготовки специалиста, знающего, в первую очередь, основы наук. С 1952 был восстановлен труд как учебный предмет. Однако трудовая деятельность учащихся по отношению к обучению приобретает подчиненный характер, т.е. наблюдается своеобразная форма технологии труда.

Таким образом, характеризуя развитие политехнической школы до 1956 г., следует отметить, что органического соединения обучения производительным трудом достигнуто не было. Содержание образования в полной мере не соответствовало природе практической трудовой деятельности. Преобладание абстрактности обучения, отсутствие диалектической связи между отдельными предметами, механическое соединение обучения с трудом разъединяло важнейшие элементы системы политехнической подготовки. Однако, хотя в политехнизации школы имелись серьезные ошибки, значение указанного периода велико: были подготовлены основы для дальнейшего развития дидактической концепции политехнизации.

Новые горизонты для исследования проблем политехнизма в технологическом образовании открылись 1956 г. после XX съезда КПСС. В своих решениях съезд указывал на необходимость в дальнейшем «развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства».

В 1956 г. Верховный Совет СССР обнародовал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР». В этом законе говорится, в частности, о необходимости включения всех школьников в общественно полезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связи школы с жизнью, политехническом образовании. Законом предусматривалось установление в стране всеобщего восьмилетнего образования. Производительный труд должен был осуществляться в процессе профессиональной подготовки школьников на базе учебных цехов предприятий, межшкольных мастерских, учебно-производственных бригад. Однако в ходе реформы школы выявилась ошибочность некоторых предположений. Например, соединение 3 старших классах средней школы общеобразовательной и профессиональной подготовки оказалось возможным лишь там, где для этого имелись необходимые условия: соответствующая материальная база, наличие квалифицированных кадров. Преждевременным оказался переход к 11-летнему обучению из-за невозможности рациональной организации производственного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Понятие инноваций как основы современного социально-культурного развития
Современный мир, включая и Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и ...

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших ...

Сущность понятия "коммуникативные универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru