Этапы становления технологического образования в России

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Этапы становления технологического образования в России

Страница 2

Почему так остро был поставлен вопрос? Хорошее знание производства позволит учителю успешнее связать теорию с практикой, полнее реализовать возможности своего предмета для политехнического развития школьников, лучше помочь детям в выборе профессии. Однако, тогда эти идеи не нашли поддержки со стороны ведущих педагогов того времени. Последние, отстаивая комплексную систему обучения, согласно которой все элементы знаний по общеобразовательным учебным предметам группировались вокруг трудовых заданий учащихся, не придавали большого значения роли учителя. Так В.Н. Шульгин, известный работник просвещения того времени, писал: «…в будущем коммунистическом обществе школы вообще не будет. Ребята пойдут сразу на общественную работу. Там не будет педагогов, но там будет руководитель работы, который будет достаточно культурным человеком и сумеет подойти к ребятам. Вернее, тогда все будут педагоги». И далее, затем «…ребёнок пойдёт на предприятие, а оттуда в библиотеку, где он найдёт ответы на все интересующие его вопросы».[1, с. 25] Подобная установка идёт вразрез с самой идеей политехнического образования.

С середины 20-х годов в стране широко распространились фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Являясь, по сути, основными общеобразовательными школами в указанный период, ФЗС решали задачу политехнизации, создавая условия сближения школы и производства. В процессе производительного труда в учебных мастерских, в цехах промышленных предприятий учащиеся получали специальную и общеобразовательную подготовку. Роль последней принижалась ввиду широкого распространения тенденции техницизма, которая подменяла политехнический принцип в среднем образовании. В педагогических кругах утвердилось ошибочное мнение – «политехнизм» многие «понимали в смысле широкой направленности и думали, что если в школу введут вместо одного три или четыре ремесла, то и дело в шляпе: получиться политехническая школа. Политехническое образование имеет целью изучение современной техники в целом, главных её достижений, её основ, изучений взаимоотношений между различными отраслями производства, изучение тенденций развития современной техники, выявление того, куда идёт это развитие – отмечала Н.К. Крупская.

В дальнейшем развитии трудовой политехнической школы большую роль сыграл Всероссийский съезд Советов (1929), который обязал обеспечить практическое внедрение в школу политехнического образования. А уже в 1930 г. состоялся первый Всероссийский политехнический съезд. Широкая индустриализация страны требовала повышения уровня учебно-воспитательной работы школы по подготовке учащихся к жизни и труду в новой технико-технологической среде. Разрабатывались новые учебные программы, предусматривающие обеспечение прочных системных знаний основ наук. Осуществление политехнического принципа в преподавании основ наук становилось ведущим элементом всей системы трудового воспитания и политехнического обучения. Утвердились такие важнейшие элементы системы политехнической подготовки, как осуществление политехнического принципа в преподавании основ наук, производственные экскурсии, внеклассная работа по технике и агробиологии, общественно полезный производительный труд школьников. Они оставались незыблемыми в практике советской школы до конца 30-х годов.

Наряду с решающими шагами по осуществлению обязательного обучения детей школьного возраста школа значительно продвинулась вперёд по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему заложены основы перестройки школы на базе политехнизма.

Увеличение числа мастерских, хотя недостаточных по количеству и технически ещё слабо оборудованных, в сочетании с проводимым прикреплением школ к заводам, совхозам, МТС и колхозам, позволило развёртывать всё более широко и ускоренно политехнизацию школы.

Однако, несмотря на все достижения, ЦК констатирует, что советская школа далеко ещё не соответствует тем огромным требованиям, какие предъявляются к ней на современном этапе социалистического строительства. ЦК считает, что «коренной недостаток» школы в то время заключался в том, что обучение в школе не даёт достаточного объёма общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук. В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер народного образования. Эта дало возможность осуществить объективную проверку соответствия теоретических разработок практическим потребностям и возможностям школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Анализ известных коррекционных программ развития познавательных процессов школьников
В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понят ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14] Конечно же, определенный кругозор, запас ко ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru