Этапы становления технологического образования в России

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Этапы становления технологического образования в России

Страница 4

Несмотря на отдельные ошибочные взгляды со стороны органов управления народным образованием и некоторых исследователей-теоретиков, политехническое обучение развивалось успешно: школа формировала у школьников знания и умения, помогающие понять и осмыслить структуру современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ориентироваться в технико-технологической среде. Было положено начало становлению действенней системы политехнического образования. Налаживалась связь общего, политехнического и профессионального образования. Одновременно началась серьезная работа по укреплению учебно-материальной базы школы и подготовке педагогических кадров. Стала обязательной подготовка учащихся к труду.

Опыт 60-х годов показал, что профессиональная подготовка учащихся общеобразовательной школы требует не только значительных средств, но и психологической подготовки школьников, а также определенного уровня их общего образования. Об атом свидетельствует тот факт, что в 60-е годы только 4-7% выпускников 11 классов городских и от 15 до 35% сельских школ выбирали работу по полученной в школе профессии.

Таким образом, сосредоточив основное внимание на производственной стороне общего образования, школы постепенно стали превращаться в профессиональные. На это в учебном плане школы отводилась почти одна треть всего учебного времени. Обнаружились и другие недостатки производственного обучения: слабая материальная производственная база; ограниченный выбор профессии, не удовлетворяющий интересы и запросы учащихся; отсутствие органической связи профессиональной подготовки школьников с общеобразовательными науками.

Учитывая указанные недостатки, Советом Министров СССР было принято постановление о реорганизации с 1 сентября 1964 г. одиннадцатилетней школы с производственным обучением в десятилетнюю общеобразовательную трудовую политехническую школу.

Начиная с 1967 г. широкое распространение в школах получают политехнические факультативы, основной задачей которое являлось расширение знаний по избранному виду труда и использование полученных знаний в конкретней практической деятельности. На основе интеграции учебно-познавательной и трудовой деятельности политехнические факультативы способствовали обеспечению более высокого уровня трудовой подготовки школьников.

В конце 60-х годов в старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение, предполагающее углубленный подход к отдельным предметам политехнического цикла. В сельских школах наряду с общеобразовательной подготовкой осуществлялось также и производственное обучение механизаторским специальностям: старшеклассники изучали автодело, сельскохозяйственные машины, знакомились с основными агротехническими приёмами, актуализируя при этом полученные в классах знания не физике, химии, биологии, математике, географии.

С 1967 – 1968 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 часа в неделю в каждом классе. В 1 – 3 классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебных цеха предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.

К началу 70-х годов была проведана большая работа по подготовке школ к осуществлению обязательного десятилетнего всеобщего обучения.

Период 1970–1985 годов отличается особой значимостью, заключающейся в переменах. Во-первых, школа в это время в основном завершила переход к всеобщему среднему образованию, и новые ее функции нашли отражение в уставе средней общеобразовательной школы (1970 г.); во-вторых, рассматриваемый период характеризуется поступательным процессом совершенствования подготовки школьников к трудовой деятельности после некоторого ослабления его в конце 60-х годов; в-третьих, особый интерес этот период представляет еще и потому, что непосредственно он предшествовал переходу к всеобщему профессиональному образованию молодежи, раскрывая первые шаги его осуществления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Развитие психомоторных функций у детей с ДЦП в условиях формирующего эксперимента
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе психологического эксперимента приняли участие дети с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп (20 испытуемых) на данном этапе была проведена диагности ...

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со ...

Виды нарушений развития и их причины
Содержание учебного материала Понятие «норма» и «отклонения» в психическом и личностном развитии. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей. Нарушения в соматическом, психическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка). Этиология нарушений н ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru