Этапы становления технологического образования в России

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Этапы становления технологического образования в России

Страница 5

Особое внимание уделялось политехнической подготовке учащихся сельских школ. Преодолевалась диспропорция в осуществлении принципа соединения обучения с производительным трудом, сложившаяся в 60-х годах не в пользу знаний основ наук. К.А. Иванович подчеркивал, что эффективный труд в современном сельскохозяйственном производстве требует от молодежи высокого уровня общего и политехнического образования, хорошей практической подготовки. Он говорил о необходимости вооружать учащихся знанием научных основ сельскохозяйственного производства (физиологические основы растениеводства и животноводства, физико-химические основы механизации сельского хозяйства и др.).

В 70-х годах осуществляются психологические подходы к изучению трудового становления личности. Появляется новый термин, определяющий важнейшее качество личности – профессиональная мобильность. Исследователи отмечали, что уровень профессиональной мобильности находится в непосредственней зависимости от уровня имеющихся у человека научных знаний.

Активизировались исследования по политехнической подготовке будущего учителя в условиях педагогического вуза.

В 1974 г. проблема совершенствования политехнического образования и трудового воспитания была вынесена на совместное обсуждение с учеными социалистических стран. Международный семинар по политехническому образованию в мае 1974 г. и конференция ученых-педагогов социалистических стран в августе 1974 г. позволили всесторонне проанализировать основные теоретические вопросы политехнического образования и трудового воспитания, собрать и обобщить богатый практический опыт, накопленный у нас в стране и за рубежом.

Однако, наряду с положительным опытом, наблюдалось отставание теории и практики политехнической подготовки, учащихся от запросов общества. Всё это послужило основанием для дальнейших интенсивных разработок дидактических основ политехнического образования, совершенствования трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. Усилилось внимание к политехнической направленности знаний, определяемых содержанием учебных предметов. Ставился вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учащихся. Углубились требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. М.Н. Скалкин считал, что «коль скоро школа должна приобщать учащихся к производительному труду, а труд действительно всегда конкретен – совсем не обойтись без какого-то объема профессиональных знаний и навыков общеобразовательной трудовой политехнической школе нельзя. Только эти знания и навыки должны даваться, не взамен и не в ущерб широкой политехнической подготовке, а в дополнение к ней». [1, с. 31].

С середины 80-х годов система трудового обучения была связана с реализацией школьной реформы (1984). Программы трудового обучения строились на политехнической основе, с учётом достижений научно-технического прогресса. Содержание и процесс трудового обучения нацеливались на соединение обучения с производительным трудом и политехническим образованием; воспитание, развитие, профориентацию. Устанавливалось, что трудовое обучение должно быть связано с обязательным общественно полезным, производительным трудом и ежегодной трудовой практикой; вводилось рациональное соотношение базисной (обязательной для всех учащихся) и вариативной (частично изменяемой школой) частей содержания трудового обучения. Предполагалась преемственность трудового обучения в 1 – 4, 5 – 7, 8 – 9 классах, а также между трудовым обучением в неполной средней школе и профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях.

Как известно, в соответствии с установками февральского Пленума ЦК КПСС в директивные документы о реформе общеобразовательной, принятые в апреле 1984 г., были внесены изменения. Исключены, в частности, требования об обязательном минимуме образования всеми выпускниками школы. Необходимы квалификации по одной из массовых профессий народного хозяйства, а также запись о том, что обучение школьника. Трудовая подготовка учащихся в целом в условиях дифференциации школьного обучения становится всё более вариативной. В различных вариантах организуется по желанию учащихся и их родителей и их профессиональное обучение. В одних школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах оно осуществляется в течение 4-х лет (8 – 11 классы), в других – в течение 3-х лет (9 – 11 классы), в-третьих – в течение 2-х лет (10 – 11 классы). Вопрос о выборе варианта решается на месте с учётом сложности профессии, типоразмеров используемого для обучения оборудования, других конкретных условий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках природоведения
«Образование без воспитания нравственности - это взращивание угрозы обществ» (Теодор Рузвельт). Приобщение ребенка с ранних лет к природе, возвращение его к естественной среде обитания имеет очень большое значение не только для формирования его нравственности, но в еще большей степени отвечает совр ...

Критерии оценки координационных способностей
Критерий - признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака (Ю.Ф. Курамшин): правильность выполнения движения быстрота результата рациональность движений и дейст ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru