Основные результаты проведённого исследования могут быть сформулированы в виде следующих положений:
Проблема организации групповой работы учащихся в процессе обучения выглядит достаточно разработанной в педагогической и психологической науке.
В то же время, в методике обучения истории ощутим недостаток исследований по данной проблеме.
Учёными указывается на то, что использование групповых форм учебных занятий в школе формирует у школьников навыки работы в малой социальной группе, способствует развитию положительных личностных качеств учащихся и пр.
Вместе с тем отмечается, что универсализация групповой работы, её противопоставление другим формам обучения может принести отрицательные последствия с точки зрения эффективности образовательного процесса. Выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также собственного педагогического опыта позволил нам выявить условия эффективности организации групповой работы учащихся старшего школьного возраста: необходимость осуществления диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы; учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий; использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия; владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.
3. В результате педагогического эксперимента нами было выявлено, использование групповых форм организации в процессе обучения учителями истории в школьной практике носит случайный, не систематический характер.
На этапе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза исследования.
В свою очередь в качестве показателей эффективности экспериментальной методики организации групповой учебной работы старшеклассников выступали: интерес школьников к групповой учебной работе; осознанное отношение к своим товарищам; адекватность самооценки своих результатов, уровень сформированности умений работы в группе, который определяет успешность результатов.
Подробно о педагогике:
Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского
языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способство ...
Роль дидактической игры в деятельности по развитию математических способностей
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст- это период, когда главный вид деятельности малыша- это игра. В игре легче ус ...
Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с
отклонениями в развитии
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отк ...