Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Страница 6

Перед уроком учитель определяет состав ученических групп. Отбор материала для работы на каждом этапе урока для всех трех групп учащихся осуществляется учителем исходя из конкретного исторического содержания урока.

В свою очередь в заданиях для каждой группы учитывается уровень познавательных возможностей учеников и возможный темп их работы, поэтому каждый работает на посильном для него уровне, что приносит удовлетворение от результатов.

В начале урока учителем формулируется его тема и цели, определяются опорные теоретические понятия. Организуя учебную деятельность на уроке, педагог привлекает внимание школьников к тому, какие понятия необходимо вспомнить для анализа нового материала, и с этой целью предлагает им систему вопросов, связанных внутренней логикой, отражающей как саму структуру понятий, так и познавательные действия, необходимые для их раскрытия.

К доске приглашаются 3 учеников. Первый учащийся должен выписать на доску наиболее важные, с его точки зрения, причины 1 русской революции (ученик использует карточку, в которой перечислены все причины революции).

Второй учащийся, опираясь на схему, нарисованную на доске, обозначает на ней известные ему события 1 русской революции.

У третьего ученика – следующее задание: используя программы политических партий начала 20 века (кадетов, эсеров), расположить названия партий на доске в виде схемы: правая партия – центр – левая партия.

Кроме этих заданий, учитель предлагает две карточки с заданиями на анализ аграрного проекта фракции «трудовиков», аграрный проект фракции кадетов.

Педагог организует фронтальную беседу с классом по вопросам: что такое «парламент», «монархия»; учащиеся называют виды монархии, определяют форму правления России в начале 20 века; история возникновения парламента; школьники называют страны, где возникла идея парламентаризма; исторический путь парламентаризма в России (народное вече в Новгороде, Земские соборы);

Учитель подводит учащихся к мысли о том, что идеи выборности власти, демократизации общества также присущи и Российскому государству. Им анализируются ответы школьников у доски.

Педагог задаёт вопрос классу, – «С какой целью ученики у доски отвечали на вопросы, связанные с ходом первой русской революции. Школьники указывают на тот факт, что основной причиной возникновения парламента в России стали события революции 1905-1907 годов.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы новой темы:

Выборы в 1 Государственную думу – социально-политический аспект.

Земельный вопрос – дискуссия в Думе.

1 Государственная дума и современность.

Школьники самостоятельно анализируют исторические документы, в которых говорится о выборах в Думу. Они определяют партийный и социальный состав 1 Государственной думы, составляют на основе документов схему управления страной в 1906 году. Ученики проверяет правильность составления своих схем и схемы, вывешенной учителем на доску. В данном случае самостоятельная работа школьников с историческими документами способствует не только более глубокому и прочному усвоению ребятами нового материала, но и создаёт благоприятные условия для развития у них опыта анализа и обобщения исторических фактов и событий.

На следующем этапе урока учитель предлагает учащимся представить, что они находятся в стенах Таврического дворца и поучаствовать в дискуссии по земельному вопросу.

Одной группа «представляет собой» членов фракции кадетов, другая группа – фракцию трудовиков, третья группа – правительство. Выступают учащиеся, работающие по карточкам, и анализируют аграрные проекты кадетов и трудовиков. Завязывается дискуссия по проблеме актуальности проектов. Учителем подводятся итоги дискуссии. В частности, он указывает, что земельный вопрос стал решающим фактором при разгоне 1 Государственной думы.

В ходе закрепления школьникам предоставляется возможность «взглянуть» на исторические события глазами современника. Учитель зачитывает высказывание князя Е. Трубецкого «Узнав о роспуске Думы, я был близок к отчаянию…ибо этим нанесён страшный удар монархической идее». Просит учащихся прокомментировать данное высказывание.

Школьники определяют форму правления России в период деятельности Думы, сравнивают «думское законодательство» начала 20 века и конца 20 века, характеризуют отличительные особенности 1 Государственной думы и действующей Думы.

В конце учитель проводит анализ работы сначала в каждой группе самими учащимися. Им дается 5 минут. Что удалось сделать? Почему? Что не удалось? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? Учащиеся в группе заполняют также «карточку взаимооценки и самооценки».

Учитель предлагает учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в успешную работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
В предыдущих параграфах мы выявили сущность умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Определили особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей, что поможет нам в разработке критериально-оценочного аппарата исследования. Таблица 1. Критерии, п ...

Упражнения и задания по формированию навыков записи
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам ...

Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у дошкольников
Наш детский сад в течение 2008-2009 учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой "Детство". Организация процесса по ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru