В то же время, лишь 15 % школьников указало на использование педагогами школы групповых форм работы в процессе обучения.
При организации педагогического эксперимента в качестве контрольного класса мы взяли 10 «а» класс, а в качестве экспериментального класс 10 «б».
Оценка результатов учебой деятельности учащихся представленных классов дана в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики учащихся контрольного и экспериментального классов (в %)
№ п ∕п |
Проверяемые ЗУНы |
10 «А» |
10 «Б» |
1 |
Предметные знания |
73 |
68 |
2 |
Предметные умения и навыки |
73 |
69 |
3 |
Общепредметные умения и навыки |
55 |
54 |
4 |
Выявление и объяснение причинно-следственных связей |
65 |
59 |
5 |
Решение творческих задач |
55 |
43 |
6 |
Умение анализировать и делать выводы |
61 |
56 |
Таблица демонстрирует, что в контрольной группе результаты учебной подготовки школьников заметно выше, нежели учащихся экспериментальной группы.
Анализ учебной деятельности старшеклассников показал, что в экспериментальной группе: ученики в основном предпочитают слушать объяснение учителя, активность проявляют лишь некоторые учащиеся.
В классе есть школьники (12 %), которых соученики не избирают для совместной деятельности и которые большей частью остаются в стороне от жизни класса.
Подобные результаты можно увидеть и при сравнении результатов предметной направленности интересов учащихся (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1.
Предметная направленность интересов учащихся-старшеклассников
1-интересы физико-математического содержания
2-интересы общегуманитарного содержания
3-интересы естественнонаучного содержания
В результате констатирующего этапа эксперимента нами было выявлено, использование групповых форм организации в процессе обучения учителями истории носит случайный, не систематический характер. В свою очередь, сущность групповой учебной работы понимают далеко не все старшеклассники (а если и понимают, то, весьма приблизительно).
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию групповой работы школьников старших классов в обучении истории.
Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного.
Целью первого - подготовительного – явилась организация работы со школьниками по повышению у них уровня готовности к организации групповой учебной работы.
На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.
Все эти задачи решались в 10 «С» классе, выбранном в качестве экспериментального.
В 10 «А» (контрольном) классе обучение осуществлялось по обычной, традиционной методике.
Для того, чтобы правильно сформировать группы необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого, уровень подготовленности и способностей (сильные, средние и слабые) учащихся.
В качестве рабочих инструментов для выявления данного показателя мы использовали следующие анкеты:
Анкета № 1 «Особенности темперамента учащихся»
1. Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью,
в) действует спокойно без лишних слов,
г) действует робко неуверенно?
2. Как реагирует учащийся на замечания учителя.
а) говорит, что так больше делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое.
б) возмущается, что ему делают замечание;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
Подробно о педагогике:
Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...
Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у
младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого. Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать: все ...
Результаты формирующего эксперимента
После реализации программы формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, направленный на выявление динамики развития орфографических навыков у испытуемых контрольного и экспериментального классов. Исследование навыков осуществлялось с учетом тех же параметров и на основе тех же методик, ...