Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Страница 2

В то же время, лишь 15 % школьников указало на использование педагогами школы групповых форм работы в процессе обучения.

При организации педагогического эксперимента в качестве контрольного класса мы взяли 10 «а» класс, а в качестве экспериментального класс 10 «б».

Оценка результатов учебой деятельности учащихся представленных классов дана в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты диагностики учащихся контрольного и экспериментального классов (в %)

п ∕п

Проверяемые ЗУНы

10 «А»

10 «Б»

1

Предметные знания

73

68

2

Предметные умения и навыки

73

69

3

Общепредметные умения и навыки

55

54

4

Выявление и объяснение причинно-следственных связей

65

59

5

Решение творческих задач

55

43

6

Умение анализировать и делать выводы

61

56

Таблица демонстрирует, что в контрольной группе результаты учебной подготовки школьников заметно выше, нежели учащихся экспериментальной группы.

Анализ учебной деятельности старшеклассников показал, что в экспериментальной группе: ученики в основном предпочитают слушать объяснение учителя, активность проявляют лишь некоторые учащиеся.

В классе есть школьники (12 %), которых соученики не избирают для совместной деятельности и которые большей частью остаются в стороне от жизни класса.

Подобные результаты можно увидеть и при сравнении результатов предметной направленности интересов учащихся (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Предметная направленность интересов учащихся-старшеклассников

1-интересы физико-математического содержания

2-интересы общегуманитарного содержания

3-интересы естественнонаучного содержания

В результате констатирующего этапа эксперимента нами было выявлено, использование групповых форм организации в процессе обучения учителями истории носит случайный, не систематический характер. В свою очередь, сущность групповой учебной работы понимают далеко не все старшеклассники (а если и понимают, то, весьма приблизительно).

Целью формирующего этапа эксперимента была апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию групповой работы школьников старших классов в обучении истории.

Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного.

Целью первого - подготовительного – явилась организация работы со школьниками по повышению у них уровня готовности к организации групповой учебной работы.

На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.

Все эти задачи решались в 10 «С» классе, выбранном в качестве экспериментального.

В 10 «А» (контрольном) классе обучение осуществлялось по обычной, традиционной методике.

Для того, чтобы правильно сформировать группы необходимо выяснить индивидуальные особенности каждого, уровень подготовленности и способностей (сильные, средние и слабые) учащихся.

В качестве рабочих инструментов для выявления данного показателя мы использовали следующие анкеты:

Анкета № 1 «Особенности темперамента учащихся»

1. Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью,

в) действует спокойно без лишних слов,

г) действует робко неуверенно?

2. Как реагирует учащийся на замечания учителя.

а) говорит, что так больше делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое.

б) возмущается, что ему делают замечание;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развив ...

Содержание технологического образования школьников
Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было ...

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru