Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Страница 4

Индивидуальные особенности учащихся выявлялись также с помощью психолого-социометрических методик. В частности, социометрической методик Дж. Морено, Р.С. Немова, Я.Л. Коломинского, методик «Выбор в действии», «Отметка другу» на основе которых нами изучались межличностные отношения (в том числе неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности) в классном коллективе, взаимные эмоциональные отношения членов группы, выявлялись реальные социометрические персональные статусы членов группы.

Данные социометрических методик использовались нами при составлении групп следующим образом:

В одну группу мы не включали учеников, взаимно отвергающих друг друга.

Учеников с низким статусом мы старались направить в такие учебные группы, где отношение к ним было нейтральным.

В качестве примера организации групповой работы школьников в процессе обучения, приведём ряд уроков, на которых используются вышеперечисленные условия её эффективности.

Тема: «Страны мира в 30 гг. 20 в.» (на примере США).

«Таблица 4»

Понятия-

цели

Основные понятия темы

Кризис перепроизводства

Кейнсианство

знание

Называет исторические события, произошедшие в кц. 20-х – нач. 30 гг. 20 в., которые демонстрируют наличие данного кризиса в обществе.

Перечисляет основные положения теории Кейнса

понимание

Объясняет отличие экономического кризиса перепроизводства от циклических кризисов рыночной экономики

Выделяет отличительные особенности кейнсианства в сравнении с классическими экономическими постулатами теории А.Смита.

применение

Изображает

графически процесс перепроизводства товаров

анализ

Выделяет причины, которые привели ведущие страны мира к кризису перепроизводства участвует в «разработке» экономических мер, направленных на преодоление кризиса.

Устанавливает причинную связь между событиями в США перв.четв. 20 в. и появлением кейнсианства

синтез

Пишет историческое сочинение-рассуждение «Человек и кризис

1929-1933 гг.».

Предлагает пути выхода экономики страны из кризиса, используя основные положения кейнсианства.

оценка

Даёт оценку экономическому кризису перепроизводства товаров как дестабилизирующему фактору общественного развития

Оценивает теорию

Д.Кейнса с точки зрения её практической значимости

В начале урока педагогом формулируется его тема, выделяются ключевые слова темы. Проблемный вопрос помогает учащимся определить цели урока. В частности, учителем указывается на тот факт, что СССР за годы Великой Отечественной войны потерял третью часть своего национального богатства, в США в мирное время за первые два года кризиса ВВП сократился больше, чем на 50%.

Педагог просит учащихся в конце урока ответить на следующие вопросы: почему кризис 1929 – 1933 годов имел такие разрушительные масштабы, каким образом странам Запада удалось преодолеть последствия кризиса.

С целью организации подготовительного повторения с использованием межпредметных связей, тем самым, обеспечивая интегративный характер содержания учебного материала, учитель предлагает ответить на следующие вопросы: как учащиеся понимают выражение «экономический кризис»; ученики при ответах опираются на те знания, которые они получили в курсах экономики и географии; возможно ли избежать кризисов в условиях рыночной экономики; учащиеся графически отображают развитие рыночной экономики (волнообразный, цикличный процесс) на доске и в рабочих тетрадях, объясняют причины периодичности спадов.

Учитель замечает, что экономика как наука близка истории тем, что не даёт аксиом, единственных безупречно верных ответов. Примером этому может служить теория Н. Кондратьева, известного русского экономиста, который даёт своё объяснение и свою периодизацию кризисам.

Слово предоставляется учащемуся, который заранее работал с этой темой. Рассказ школьника сопровождается графической демонстрацией теории Н. Кондратьева (используется график развития рыночной экономики в целом, нарисованный на доске).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Технология группового обучения
Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного ...

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников
Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на различных шагах коммуникативного круга. Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи, как выразительность и образность тесно связаны с несформированностью у дете ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru