Сущность понятия коммуникативный метод обучения

Страница 3

специальная организация материала;

обязательная направленность на совершенствование способа выполнения действия, для чего упражнение должно предусматривать, по крайней мере, многократное выполнение действий;

адекватность (адекватность упражнения означает соотнесенность его качеств с содержанием намеченной цели и выражается в том, что каждый вид речевой деятельности усваивается при выполнении упражнений в том же виде деятельности).

Упражнения тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.

В методической литературе по преподаванию иностранных языков существуют различные классификации упражнений.

По одной классификации [В.Л. Скалкин, 1983] упражнения делятся на языковые, речевые и коммуникативные. По другой классификации [Вохмина, 1993; Скалкин, 1983] упражнения делятся на языковые (они же подготовительные), условно-речевые и речевые. Отсюда следует, что по этим двум классификациям, языковые упражнения соответствуют языковым (или подготовительным) упражнениям, речевые - условно-речевым, а коммуникативные - речевым. [21; 1]

В рамках коммуникативного метода нас интересуют коммуникативные упражнения, направленные на развитие письменной речи учащихся среднего этапа обучения английскому языку. Рассмотрим их подробнее.

Речевые упражнения (РУ), согласно Шатилову Ф.С., направлены на развитие речевых умений в различных видах речевой деятельности. Также речевые упражнения называют подлинно коммуникативными. Целью данных упражнений является осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям (аудированию, говорению, чтению, письму). Это всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главная характеристика таких упражнений - ситуативность и мотивированность, обеспечивающие инициативность учащихся. [18; 3]

Анализируя труды Гальсковой Н.Д., мы выявили, что умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе речевых упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. [2; 256]

В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения и т.д.) с опорой на образец, что характерно для начальных классов.

Вторая группа - упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотографии и т.д.).

Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы, побуждающие к письменному высказыванию (просмотр видеофильма, фотографий и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...

Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...

Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru