Организация, и методика сотрудничества школы и семьи

Страница 3

Для привлечения родителей к деятельности школы разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый — актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в коррекционном образовательном учреждении;

третий — партнерство педагогов и родителей в деятельности школы, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход [19, 151-154].

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Для реализации содержания этой работы в школе используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем [19, 162-164].

Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка с отклонениями в развитии, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в школе и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость [2, 103].

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и педагоги определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов [19, 168].

Формы трудовой деятельности — оформление помещения класса, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. [19, 169]

Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др. [19, 171]

Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в школе» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация школы, педагоги, специалисты, родители и дети.

В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в коррекционных образовательных учреждениях:

— изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

— обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

— использование опыта деятельности других образовательных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;

— расширение средств и способов работы с родителями;

— обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы [20, 36].

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой коррекционных образовательных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы [20, 38].

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Аспекты самооценки
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а) операционально-деятельностный; б) личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессион ...

Становление и развитие школ в России
Говоря о развитие системы школьного образования и педагогики в России, следует отметить активную разработку идей воспитания в российской педагогике. В России с самых давних времен открывались школы, так, например, сохранились сведения об открытии школ для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Вместе с ...

Одаренные дети. Признаки и виды одаренности
Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется статистически. Согласно закону распределения случайных величин Гаусса–Лапласа, чем выше ст ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru