Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков

Страница 3

Россия никогда не являлась центром по изготовлению бисера, однако, этот яркий разноцветный материал получил в ней широкое распространение. Несмотря на свое древнее появление на Руси (уже в раскопах, относящихся к III – IV векам, найдены стеклянные бусы), бисер и стеклярус совсем недавно получили современные наименования. В русских толковых словарях XV-XVI веков слово «бисер» обозначало жемчуг. И только в XVII веке бисером стали называть мелкие разноцветные стеклянные бусинки. Название «стеклярус» появилось еще позднее, в XVIII веке. До этого времени его называли одекуй.

Изделия из стекла не только ввозились на территорию нашей страны. В Киеве мастерские по изготовлению стекла существовали уже в IX веке. Причем мелкие бусы, напоминающие по форме европейский бисер XVIII века, найдены были в слоях, относящихся к IX-XIII векам.

С приходом татаро-монгольской орды развитие стеклоделия на Руси прерывается приблизительно до XVI века.

В начале XVII века в селе Духанино начал работать первый русский стекольный завод. С целью наладить производство бисера в Италию и Голландию был направлен «комиссариус» Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу «добрых искусных людей», в том числе и мастеров «стеклянишного» дела. И в подмосковном селе Измайлово в 1668 году тоже начинает строиться стекольный завод.

По окончании строительства в 1670 году в Москву прибывают венецианские мастера. Но, к сожалению, наладить производство бисера на этом заводе так и не удалось. Бисер продолжали ввозить в Россию из Европы.

Большой вклад в производство бисера внес великий русский ученый М.В. Ломоносов своими исследованиями в области теории цвета и многочисленными опытами по получению цветных стекол для мозаики. Великий ученый просил разрешения на строительство фабрики для «делания» изобретенных им «разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов». В своих докладах он приводил конкретные данные о ввозе бисера и стекляруса в страну, указав, что бисер и стеклярус «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Только через Санкт-Петербургский порт в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и два пуда с небольшим стекляруса. А в 1752 году бисера было ввезено в четыре раза, а стекляруса – в четырнадцать раз больше.

В 1753 году около Петербурга, в селе Усть-Рудице, началось строительство фабрики. В 1755 году она выпустила первую продукцию. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1766 году фабрика прекратила свое существование. За все время ее работы на ней было произведено около 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера.

До настоящего времени фабричным производством бисера в России больше не занимались, известны лишь ремесленные центры. Продукция этих центров продавалась на знаменитой Нижегородской ярмарке, причем о размахе производства можно судить по оценке готовой продукции – около 100 тысяч рублей.

Изделия таких производств с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Америке и пользовались большим спросом. Тем не менее основную часть бисера и поныне продолжают ввозить в Россию из Европы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Самоанализ урока музыки
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки!" Урок дан по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвяз ...

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru