Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков

Страница 4

История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, хранят эти традиции до сих пор.

Нам трудно понять причины, заставлявшие коренных жителей Америки принимать от европейцев стеклянные бусинки и другие безделушки в обмен на золото. Чтобы осознать высокую ценность этих товаров для индейцев, необходимо рассматривать стеклянные бусинки в разрезе их культуры. Ценность предмета зависит от его восприятия. Европейцы видели в стеклянных бусинках просто капли разноцветного стекла, дешевый обменный товар. И напротив, бусинки были ценны и очень желанны для коренных американцев. Эта ценность определялась большим количеством социально-экономических, политических и религиозных факторов. Драгоценности использовались, чтобы показать связь человека со специфической группой. Бусинки утверждали соглашения и помогали сохранять устную традицию. Бусинки участвовали в церемониях танца, исцеления и жертвоприношения.

Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшалось все: ритуальные пояса, налобные повязки, колыбельки для детей, табакерки. На платье индианки уходило более шести килограммов бисера. По внешнему виду такого костюма, по особенностям орнамента можно было судить о месте жительства человека и его общественном статусе.

Изделия из бисера использовались и в качестве культовых предметов. Русские путешественники описывали, как перед принятием важных решений вожди индейцев перебирали в руках снизки бус.

Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили свое первоначальное значение. Теперь эти изделия используются исключительно в качестве украшений.

На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений выполнялась из жемчуга, который в великом множестве добывался в реках. Жемчуг применяли при создании ожерелий, наручень-браслетов и поднизей, им расшивались части народной одежды.

И только с XVIII века начинается широкое использование бисера. Им расшивают оклады икон, украшают покровцы, его подвешивают в качестве кистей, создают из него различные украшения.

Огромные вышивки используются вместо обивки стен (таков, например, стеклярусный кабинет Китайского дворца в г. Ораниенбауме, ныне г. Ломоносов).

Начиная с XIX века Россия, испытывает настоящий бисерный бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. Новая волна увлечения бисером на Западе находит много сторонников в нашей стране. Приемы работы с бисером осваивают представители самых разных слоев общества, в том числе состоятельные горожанки и даже знатные дамы.

Огромное количество различных изделий в этот период выходит из рук подневольных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Так, в одном из имений графа Тарановского стояла мебель, все сиденья у которой были покрыты вышивками из бисера. Основным приемом работы в XVIII веке было саженье по бели, то есть нашивание нанизанного на нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узору, - прием, которым пользовались еще в древности для шитья жемчуга. Вместе с тем начинает вырабатываться новый способ вышивки, когда бусы нанизываются на нить и пришиваются другой нитью через небольшие промежутки (способ, очень похожий на традиционное русское золотое шитье). Такая техника, называемая шитьем вприкреп, применяется для создания панно и картин. При изготовлении чехлов, оплетении шкатулок использовалась техника низания, причем бисер низали одним из двух способов: две нити проходили в отверстие бисеринки параллельно или навстречу друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подробно о педагогике:

Лингвистическая и психолингвистическая характеристики образно-выразительных средств речи и проблема их формирования у дошкольников с ОНР
В настоящее время одним из актуальных аспектов обучения и воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития является формирование культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека. Культура речи – это совокупность и система ее коммуникат ...

Методика «Моя семья»
Методика является модификацией методика М. Егровой. Цель: Изучение уровня семейного воспитания. Инструкция. Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов: Конеч ...

Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обра ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru