История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, хранят эти традиции до сих пор.
Нам трудно понять причины, заставлявшие коренных жителей Америки принимать от европейцев стеклянные бусинки и другие безделушки в обмен на золото. Чтобы осознать высокую ценность этих товаров для индейцев, необходимо рассматривать стеклянные бусинки в разрезе их культуры. Ценность предмета зависит от его восприятия. Европейцы видели в стеклянных бусинках просто капли разноцветного стекла, дешевый обменный товар. И напротив, бусинки были ценны и очень желанны для коренных американцев. Эта ценность определялась большим количеством социально-экономических, политических и религиозных факторов. Драгоценности использовались, чтобы показать связь человека со специфической группой. Бусинки утверждали соглашения и помогали сохранять устную традицию. Бусинки участвовали в церемониях танца, исцеления и жертвоприношения.
Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшалось все: ритуальные пояса, налобные повязки, колыбельки для детей, табакерки. На платье индианки уходило более шести килограммов бисера. По внешнему виду такого костюма, по особенностям орнамента можно было судить о месте жительства человека и его общественном статусе.
Изделия из бисера использовались и в качестве культовых предметов. Русские путешественники описывали, как перед принятием важных решений вожди индейцев перебирали в руках снизки бус.
Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили свое первоначальное значение. Теперь эти изделия используются исключительно в качестве украшений.
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился невысоко: им украшали свою одежду лишь незнатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений выполнялась из жемчуга, который в великом множестве добывался в реках. Жемчуг применяли при создании ожерелий, наручень-браслетов и поднизей, им расшивались части народной одежды.
И только с XVIII века начинается широкое использование бисера. Им расшивают оклады икон, украшают покровцы, его подвешивают в качестве кистей, создают из него различные украшения.
Огромные вышивки используются вместо обивки стен (таков, например, стеклярусный кабинет Китайского дворца в г. Ораниенбауме, ныне г. Ломоносов).
Начиная с XIX века Россия, испытывает настоящий бисерный бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. Новая волна увлечения бисером на Западе находит много сторонников в нашей стране. Приемы работы с бисером осваивают представители самых разных слоев общества, в том числе состоятельные горожанки и даже знатные дамы.
Огромное количество различных изделий в этот период выходит из рук подневольных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Так, в одном из имений графа Тарановского стояла мебель, все сиденья у которой были покрыты вышивками из бисера. Основным приемом работы в XVIII веке было саженье по бели, то есть нашивание нанизанного на нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узору, - прием, которым пользовались еще в древности для шитья жемчуга. Вместе с тем начинает вырабатываться новый способ вышивки, когда бусы нанизываются на нить и пришиваются другой нитью через небольшие промежутки (способ, очень похожий на традиционное русское золотое шитье). Такая техника, называемая шитьем вприкреп, применяется для создания панно и картин. При изготовлении чехлов, оплетении шкатулок использовалась техника низания, причем бисер низали одним из двух способов: две нити проходили в отверстие бисеринки параллельно или навстречу друг другу.
Подробно о педагогике:
Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника
Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны ...
Цель, задачи и методика опытно – экспериментальной работы
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2007г. по май 2000г. на базе старшей группы детского сада № 30 и 1 класса младшей школы №2 г. Караганды. В исследовании принимали участие две группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей. На первом этапе (сентябрь - октябрь) из ...
Практическое занятие – метод Ривина-Баженова
Практическое занятие - это форма учебного занятия, где преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического приложения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии со сформулированны ...