Введение ЕГЭ позволило не только повысить объективность оценки образовательных достижений выпускников средней школы, создать основу для сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях вариативного образования, заложить фундамент общероссийской и региональных систем оценки качества образования, но и способствовать решению ряда социальных задач, связанных с созданием равных возможностей на получение высшего профессионального образования гражданам страны вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи. Вместе с тем ЕГЭ позволяет получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях, судить о тенденциях в изменениях, происходящих в образовании, создает основу для управления качеством образования региона.
Все это означает, что в российском образовании, с введением ЕГЭ, теперь появляется:
- возможность объективного сравнения результатов обучения (основной составляющей качества образования) в разных территориях и учебных заведениях;
- возможность отслеживать результаты одного учебного заведения или территории в динамике;
- действенный инструмент неадминистративного управления качеством образования – система образования будет самостоятельно стремиться удовлетворить требованиям, предъявляемым к результату.
Результаты Единого государственного экзамена, показанные выпускниками школы, позволяют дать оценку деятельности системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству представляемой образовательной услуги, что крайне важно для планирования шага развития. По отношению к образовательному процессу их можно разделить на несколько групп: учащиеся, родители, педагоги администрации образовательных учреждений, органы управления образованием и прочие организации (учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, предприятия, желающие повлиять на процесс обучения с целью дальнейшего привлечения выпускников в свою структуру). При этом каждой такой категории пользователей требуется своя информация в компактном, наглядном и удобном для восприятия виде.
Выпускников 11-х классов в первую очередь интересуют индивидуальный тестовый балл и собственный рейтинг по данному предмету, конкурсные баллы в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования для определения степени своей конкурентоспособности.
Учителю важно знать структуру, содержание и уровень трудности контрольных измерительных материалов, тестовые баллы своих выпускников по данному предмету, средние тестовые баллы по классам, школе, территории, региону и стране. Для содержательного анализа ему также необходима информация о процентах выполнения заданий одной сложности разными группами, каждым выпускником и возможность их сравнения с данными выпускников региона.
Администрации образовательных учреждений и работникам органов управления образованием необходима сводная информация о результатах экзаменов по образовательным учреждениям, муниципалитету, группам школ, региону и стране в целом.
Что касается родителей, то одних (родители выпускников) интересует уровень учебных достижений их детей, а других (дети которых еще только идут в старшие классы) – рейтинг общеобразовательного учреждения, а также проходные баллы в высшие, средние и начальные профессиональные учебные заведения. В последнее время именно последняя категория родителей все более активно использует образовательную информацию и влияет на внедрение в школах независимых форм аттестации учебного процесса.
Результаты ЕГЭ дают аналитику массу всевозможных данных, которые могут накладываться на информацию другой ведомственной статистики. При этом становится явной проблема выбора алгоритма и приемов в сравнении и сопоставлении, методов математической обработки и формата представляемой обобщенной информации. Суть её заключается в том, что на сегодня отсутствует общепринятая методика анализа, позволяющая использовать данные о результатах сдачи ЕГЭ выпускниками школы в оценке деятельности школы, а существующая практика имеет два противоположных полюса. Одни исследователи ратуют за практически неограниченное использование результатов ЕГЭ – вплоть до скоропостижных управленческих решений и заслуженно попадают под обвинения в использовании некорректных подходов. Другие, имея на руках многолетний массив данных, отстаивают идею невозможности каких-либо сравнений и сопоставлений на их основе.
Жесткое предписание ныне действующей законодательной нормы к форме ЕГЭ не соответствует природе педагогических отношений, главный субъект которых – обучающийся – слишком сложен и уникален для оценивания результатов его обучения, воспитания и развития исключительно в стандартизированной форме. Может быть, все-таки стоит прислушаться к мнению тех, кто предлагает включить в понятие ЕГЭ, помимо тестирования по учебным предметам, тесты на креативность, систему портфолио, которая включала бы в себя нестандартизированные формы оценивания знаний, умений и компетенций.
Подробно о педагогике:
Функции и основные
направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят ...
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного
возраста
Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения. Деяте ...
Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...