Использование инструментов ТРИЗ

Страница 8

Пример 20. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Для решения этой задачи можно воспользоваться морфологическим анализом и составить морфологический ящик, используя который решение становиться более наглядным.

Морфологический ящик

Друзья

Цвет волос

Белые

Рыжие

Черные

Белов

-

+

-

Рыжов

-

-

+

Чернов

+

-

-

Морфологический анализ хорошо применим для решения логических задач, где морфологический ящик применяется в другой интерпретации и уже давно используется при решении задач.

Аналогичным образом использование других методов научного творчества в математике делает разнообразным способы подачи материала, и разработки по использованию их представляются возможными т.к. научное творчество отчасти схоже с математическим [73].

На основе ТРИЗ можно сформулировать советы – принципы решения математических задач, которые могут помочь избежать многих ошибок и подсказать, как найти решение.

Принцип отсроченного действия. После прочтения задачи первое желание, которое возникает – это не решать ее. Пойди на поводу у этого желания, повремени с преобразованиями и другими действиями. Возможно, именно в этот момент ты подметишь полезную закономерность. Если данный этап не принес плодов, то попытайся найти область определения или хотя бы некоторое множество ее содержащее.

Пример 21. Решите уравнение: .

Не будем спешить возводить обе части уравнения в квадрат, а найдем область определения:

Подставляя х = 1, убеждаемся, что это единственный корень.

Принцип максимума локальной информации. На каждом шагу процесса поиска решения необходимо стремиться к получению максимальной информации из структуры полученной ситуации. Данный принцип мы использовали при решении предыдущей задачи.

Принцип правильности решения. Некоторые описки и ошибки совершаются человеком на подсознательном уровне (порой достаточно при решении задачи один раз заменить знак «плюс» на «минус» и дальше можно уже никуда не спешить, ибо все последующие правильные действия приведут к неправильному результату) и поэтому обнаружить их самому очень трудно. Отсюда вытекает необходимость как локального контроля (каждый шаг в решении проверять дважды), так и глобальной проверки (проверка результата решения, хотя бы частично, на правильность и реальность).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Подробно о педагогике:

Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...

Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обра ...

Особенности формирования нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе
Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания. Так же и разнообразны мне ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru