Исследование профессиональной компетентности педагога

Страница 8

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;

информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями:

социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным;

специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической экспертизе и т.п.);

сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем отдельные из них.

Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями.

Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от

степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та

или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования и др.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [67]/ Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[56]

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Подробно о педагогике:

Методические особенности темы «Законы термодинамики. Тепловые двигатели» с применением компьютерных технологий
обучение физика компьютерный информационный Раздел школьного курса физики "Термодинамика и молекулярная физика" ставит своей целью воспитание физического мышления учащихся на основе ознакомления с методами теоретического исследования, применяемыми физикой. Общеизвестно, что метод преподав ...

Психолого-педагогические принципы метода активизации учебной деятельности учащихся средней школы
Основные психолого-педагогические принципы метода активизации органически связаны и вытекают из вышеуказанных теоретических положений, что предопределяет широкую вариантность их применения [12]. В плане стратегии обучения психолого-педагогические принципы организации учебной деятельности можно расс ...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Одно из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru