Исследование обучения в образовательных учреждениях г. Красноярска

Страница 15

Из анализа сводной таблицы можно сделать вывод о противоречии в ответах респондентов.

Группы «городской проект», «краевой проект» «контрольная» пишут, что у них минимальное количество занятий, на которых учитель – носитель знания, передает его ученику, и при этом у всех высокие значения организации занятий в виде лекций и фронтальной работы учителя с классом.

Группы «городской проект», «краевой проект», «контрольная» пишут, что у них часто учитель выступает Мастером, но варианты организации занятия «в виде работы на специальных рабочих местах» и «в виде встреч с взрослыми-профессионалами» имеют самое небольшое распространение. Группа МУК указывает на небольшое распространение данного типа отношений учителя и учеников, при этом одним из самых распространенных типов организации учебного процесса является «в виде работы на специальных рабочих местах».

Группы «городской проект», «краевой проект», «МУК» указывают на частое использование на занятиях организации «в виде самостоятельной деятельности учеников». Типы отношений «учитель-ученик», которые соответствуют такой организации урока – «учитель ставит проблему, ученик сам ищет способ решения, учитель – советник, эксперт», «ученик сам выбирает проблему, учитель – помощник и эксперт» – оказываются только на втором и третьем – четвертом месте соответственно.

У всех групп самый распространенный вариант отношений «учитель-ученик» - партнерский. Варианты организации занятий, когда возможны партнерские отношения «учитель-ученик»: «в виде общих дискуссий и обсуждений», «в виде осмысления образовательной траектории» не являются самыми распространенными. При этом достаточно распространены общие дискуссии и обсуждения только в МУК и школах краевого проекта.

Выделенные противоречия могут свидетельствовать о том, что:

- учителя не различают типы отношений «учитель-ученик» на занятии: так они указывают противоречащие друг другу тип отношений и организацию учебного процесса. Например, распространенные «партнерский тип отношений» и «лекции, фронтальная работа учителя с классом»;

- существуют «модные» (популярные) варианты ответов по различным аспектам образовательных инноваций: «партнерские отношения между учителем и учеником», «самостоятельная деятельность учеников» и др. Данные варианты ответов могут выбираться вне зависимости от реально складывающейся на занятиях ситуации.

В таблице 20 и на рис. 11 представлены результаты анализа ответов респондентов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в профильном обучении?».

Таблица 20

Предложения респондентов по изменению профильного обучения

Что необходимо изменить в профильном обучении

Городской проект

Ранг

Краевой проект

Ранг

МУК

Ранг

Контрольная группа

Ранг

обучать школьников основам профессии в межшкольном учебном комбинате

10,2

10

3,7

11

41,2

1

16,1

8

необходимо вообще отменить профильное обучение, так как оно не решает поставленных социальных и образовательных задач

0,0

12

1,2

12

2,9

12

9,7

12

создать отдельные многопрофильные школы для старшей ступени

18,6

9

22,2

6

11,8

10

25,8

5

перейти от классно-урочной системы к профильно-групповой

50,8

3

49,4

2

29,4

4

35,5

2

необходимо, чтобы профильные курсы и школьные предметы преподавали разные педагоги

25,4

8

12,3

9

23,5

6

25,8

6

разрабатывать сетевые и дистанционные профильные курсы

55,9

2

33,3

5

32,4

3

16,1

9

организовывать профильные курсы при ВУЗах

25,4

6

16,0

8

8,8

11

12,9

11

необходимо делать акцент на надпредметном и межпредметном содержании профильных курсов

40,7

5

19,8

7

29,4

5

29,0

3

профильные курсы должны иметь только предметное содержание (математика, физика, обществознание и др.)

8,5

11

8,6

10

2,9

13

12,9

10

необходимо отказаться от 5-балльной системы оценивания на профильных курсах и перейти к системе портфолио

40,7

4

43,2

3

20,6

7

25,8

7

на профильных курсах нужен партнерский, экспертный тип отношений «учитель – ученик»

25,4

7

43,2

4

17,6

8

29,0

4

на профильных курсах необходимо делать больший акцент на самостоятельную деятельность ученика

66,1

1

50,6

1

41,2

2

48,4

1

затрудняюсь ответить

14,7

9

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

Подробно о педагогике:

Профессиональные умения и качества учителя
Н. В. Кузьминой, А. И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н. Гоноболиным педагогическими способностями. Эти функции были, затем со ...

Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей
Подготовка к обучению математике ведется с помощью упражнений, нацеленных на развитие логического мышления детей, на освоение простейших умственных действий, знакомство с формой предмета, их расположением, с отношением между ними (левее, больше, столько же). Много внимания уделяется графике (изобра ...

Понятие и сущность моделирования образовательной среды
Моделирование (от французского «образец», «прообраз») - это метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет пон ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru